Стоматология в Усть Каменногорске

28.08.2017


Закончить краткую историю храмостроения эпохи классицизма следует еще одним объектом, который, не будучи осуществлен, оставил в профессиональной культуре едва ли не больший след, нежели великолепный, но холодноватый Исаакиевский собор. Речь идет о проекте храма Христа Спасителя в Москве, выполненном архитектором А. Л. Витбергом в 1824 г. и одержавшем победу в ходе многолетнего конкурсного проектирования обет- ного храма в память войны 1812 г. Храм Христа Спасителя должен был быть построен на Воробьевых горах, на площадке у склона, с которой открывается панорама всей Москвы, и был задуман как комплекс* состоящий из подземной крипты прямоугольной формы, второго храма с планом в форме креста, вписанного в квадрат, и третьего — верхнего, круглого, точнее кольцеобразного храма (галерея вокруг главного подкупольного пространства).


Витберг, по профессии художник, изучал архитектуру по увражам. Использованные им формы, включая портики, колонные галереи, купольную ротонду верхнего храма и пр., принадлежат к хорошо узнаваемому классицистическому набору. Мастер, свободно работая в рамках канона, создает выразительную композицию. Однако тайну общественного резонанса, который получил проект (а он был опубликован и широко обсуждался современниками), следует искать не в собственно художественных его достоинствах, но в высшем духовном смысле, которым Витберг наделил избранные им формы. Возможно вам понадобится стоматология в усть каменогорске.


Прямоугольный подземный храм трактован им как символ телесной жизни человека, символ гроба; здесь должны были покоиться герои 1812 г. Форма второго храма имела такое толкование: «крест принадлежит душевной части человека и есть как бы середина между смертным телом и бессмертным духом его». Смысл третьего храма Витберг трактует по Палладио: поскольку «...круг не имеет ни начала, ни конца, то он есть лучшая линия для выражения бесконечности». А. И. Герцен, страстный почитатель Витберга, видел в верхнем храме «храм духа, невозмущаемого покоя, вечности».