Рвс-10000

10.09.2017


Помещения, прямоугольные в плане, перекрывались системой рядовых и диагонально расположенных ферм. Непревзойденным было решение купола над главным выставочным залом музея училища Штиглица в Петербурге (М. Е. Месмахер, 1897).


Названия «купол», «свод», «шатер» условны, когда речь идет о металлических конструкциях. Правильнее было бы говорить о форме свода, купола, шатра, придаваемой перекрытиям и крышам, о сходстве их очертаний с историческими прототипами. Архитектор использует не столько прямой «образец», сколько обобщенный образ исторической структуры, выразительные и пространственные свойства которой проверены многовековым опытом. Отказываться от этого опыта не было причин: психофизиологическая реакция человека на форму в принципе не изменилась с глубокой древности. С точки зрения истории не нов был и метод перевода формы в другой материал: в свое время греки перевели в камень деревянный ордер, русские плотники часто использовали «каменные» формы (например, рубленая «бочка»).


Важно, что архитекторы эпохи эклектики, воспроизводя историческую структуру рвс-10000, не пытаются имитировать ее (как это делалось, скажем, в «деревянном классицизме»). Не совершалось при этом и насилия над конструкцией: рамы и фермы в металлических сводах и куполах работали сообразно своему конструктивному принципу. Следовательно, историзм формы не противоречил рационалистической концепции; конструкция выступает как средство формообразования. Это существенное дополнение к принципу «преобразования полезного в изящное».