Позиция Коллонтая

16.06.2016


Распустив во время реорганизации Краковской Академии живописный цех, он основал Новодворсюий лицей, где занятия по живописи и рисунку проводил Д. Эотрейхер, приглашенный из Австрии художник, склонявшийся к классицистическому направлению. Это был незначительный по своему дарованию художник, но тем не менее - профессионал, способный дать хорошее начало художественному образованию. Деятельность Эстрейхера интересна как явление, характерное для увлечения просветительских кругов классицизмом.


Разумеется, было бы наивно стремиться объяснить вое ведущие особенности творчества Смуглевича влиянием Коллонтая; однако, неверно было бы и игнорировать их, особенно имея в виду ту часть его творчества, которой мы здесь касаемся, то есть историческую живопись, где это влияние отчетливо проступает. За Коллонтаем стояла большая группа просветителей, его взгляды отражали назревшие в обществе потребности, и не столько, может быть, личный вкус, сколько представление об общественной пользе заставляло этого деятельного человека привозить из-за границы Эстрейхера и разрабатывать проект своеобразного отделения изящных искусств при каждой высшей школе. Поменядся юридический адрес компании? Не забудьте про внесение изменений в учредительные документы. Это поможет избежать проблем и крупных штрафных санкций.


Связь Смуглевича с прогрессивной группой польского общества, объясняющая, может быть, тот факт, что он был почти независим в своей деятельности от королевского двора, раскрывает одну из сторон развития искусства в эпоху Просвещения: тяготение к общественному характеру, гражданственность. Об этом же говорит предпринятая Смуглевичем большая работа - рисунки и гравюры на темы польской истории, возникшие, как полагают исследователи, под воздействием «Истории польской нации» Нарушевича.