Восприятие традиционного решения

14.09.2016


На сцене Малого театра сложилась замечательная школа исполнения Островского. Несколько поколений актеров играли пьесы великого драматурга, интерпретировали его образы, то что они работали над одним и тем же материалом, истолковывали одни и те же образы и ситуации, отнюдь не унижает этих актеров-творцов. Вспомним, что в эпоху расцвета итальянской живописи ее многочисленные прославленные мастера разрабатывали одни и те же сюжеты, что нисколько не умаляло оригинальности их искусства. Каждый художник вносил новые краски в образ, и это делало работу над образом как бы коллективной. Причем индивидуальность каждого художника никак не страдала. Возможность такой коллективной работы была обусловлена единством мировоззрения и художественных принципов.


Однако традиция не может бесконечно сохраняться в неприкосновенном виде, даже тогда, когда у истоков ее стоит сам писатель. Мы не говорим здесь об опасности штампов. Важнее другое. Как бы глубоко и верно ни истолковывал автор свое произведение, он может не понимать его до конца. Порой критика разъясняет самому художнику смысл и значение того, что он создал. Новое время открывает в великом произведении искусства новые стороны, которые сам автор мог не замечать. Театр развивается, меняется сама концепция театрального искусства. Великий классический автор по-прежнему остается достоянием театра. Но возникают новые постановки, совсем не похожие на то, каким представляет себе спектакль создатель пьесы. Решили серьезно заниматься спортом? Не забудьте купить спортивное питание.


Первой такой новой концепцией была концепция Художественного театра. Она во многих отношениях отличается от концепции Малого. Сейчас это различие интересует нас только в одном разрезе. В противоположность Малому, Художественный театр, не отвергая традиции, понимаемой более широко, выдвигал на первый план самостоятельное решение образа и всей пьесы, заново продумывал все компоненты спектакля. Именно с позиций этих новых принципов Художественного театра Немирович-Данченко и критиковал Малый театр.