Тканевый чемодан на колесах

06.02.2017


В губернских городах были различные религиозные училища: в 1840-1850-х годах в Томске, Тобольске и Иркутске открываются духовные семинарии. В Иркутске и Томске были также мужские и женские епархиальные духовные училища. Духовное окружное училище в Барнауле было открыто в 1869 году, катехизаторская школа в Бийске в 1883 году.


В архитектуре учебных заведений наиболее часто использовались формы классицизма и древнерусского зодчества. К примерам классицизма обращались потому, что этот стиль, в представлении интеллигенции того времени (особенно гимназической, знакомой с греческим языком и вообще с античным искусством), более всего соответствовал образу храма науки, «альма-матер». Отсюда и трехчастное членение главного фасада, и торжественный портик с колоннадой. Правда, трехчастное деление фасада вытекало и из функционально-планировочных особенностей здания, т. к. в большинстве учебных заведений к прямоугольному в плане главному объему с двух сторон пристраивались крылья, и здание приобретало форму буквы «П». Собрались в путешествие? Возьмите с собой тканевый чемодан на колесах.


Применение же «русских» мотивов было обусловлено стремлением использовать исторические ассоциации для связи новых учебных заведений с учением и традицией православной церкви (Закон Божий был одним из главных предметов обучения). Это особенно отразилось на облике церковноприходских школ, епархиальных училищ и семинарий, а также некоторых гимназий. При этом многие учебные заведения имели и свои церкви, встроенные в основной объем.