Маятниковые копры

24.08.2017


М. Казаков в церкви Св. Косьмы и Дамиана предложил очень оригинальную трактовку церкви «кораблем». Сильная пластика цилиндрических объемов, увенчанных куполами, подчеркнута изящными силуэтами главок, в формах которых прослеживается влияние барокко сущность с христианской идеей. «Древние круглые храмы,— писал он,— посвящены Луне и Солнцу, поскольку они постоянно вращаются вокруг мироздания, и богине Земли Весте — стихия же эта, как известно, круглая... И мы, хотя и не поклоняемся ложным богам, но... изберем форму совершеннейшую и превосходнейшую... ведь храмам эта фигура подобает особливо: и точно, будучи заключена в одной границе, в которой нельзя найти ни начала ни конца и нельзя отличить одно от другого, и имея части, равные друг другу и одинаково причастные фигуре целого... фигура эта в высшей степени способна воплощать единство, бесконечную сущность, однородность и справедливость Бога». (А. Палладио. Четыре книги об архитектуре. Кн. 4. 1936, с. 7).


Первая церковь-ротонда появилась в России в середине XVIII в. (в селе Подмоклово под Москвой); затем круглый план встречается и во встроенных церквах, и в отдельно стоящих церквах и мавзолеях (охотно строил их Н. А. Львов). Схема античной ротонды корректируется: часть внутренней или наружной колоннады выгораживается для устройства алтаря, с противоположной стороны делается притвор (паперть) . Вариант — схема римского Пантеона: колонный портик-паперть, пристроенный с запада.


К форме ротонды возможно было привести пространство церкви, имеющей квадратный (или прямоугольный) план. В этом случае маятниковые копры квадрата заполнялись полуциркульными нишами. Цельность круга сохранялась за счет опоясывающих зал колонных галерей.