Химчистка дивана

28.08.2017


Построенный из натурального камня (известняка) собор, план которого имеет форму латинского креста, принадлежит к типу зальных церквей; нефы, образуемые рядами опор, равны по высоте и перекрыты крестовыми сводами. Над средокрестием — световая глава. Выше упоминались оригинальные конструкции его купола. Но не только этим примечательно произведение Воронихина. Казанский собор хранит тайну художнического подхода к форме, к «образцу», к проектной задаче. Дух гения осеняет собор, и трудно сказать, в чем скрыто его очарование — в рисунке ордера или в странности восточного фасада, где от мощно моделированных стен ответвляется дуга тяжелого, поддерживаемого коринфскими колоннами антаблемента; в искусно решенном примыкании колоннады к торцовым «порталам» с проездами или в пропорциях стройного барабана и барочных люкарнах у основания купола.


Город превратил собор, законченный незадолго до войны 1812 г., в мемориал: перед собором были поставлены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, в самом здании был похоронен фельдмаршал Кутузов. Здесь хранились боевые знамена, а иконостас был отлит из серебра, награбленного французами в московских церквах и отбитого казаками атамана Платова. Возможно вам понадобится химчистка дивана.


В течение сорока лет возводился главный соборный храм российской империи, основная высотная доминанта столицы — Исаакиевский собор (1818— 1858). Его структура проста: к крестово-купольному ядру с востока и запада добавлено по дополнительной паре опор; массивный протяженный объем увенчан мощным барабаном с золоченым куполом. Малые боковые главы-колокольни опираются на специальные устои, вынесенные за пределы основного объема,— это обогащает его пластику, усиленную восьмиколонными портиками на каждом фасаде. Проект собора был выполнен О. Монферраном; в ходе строительства была создана специальная комиссия, в которой участвовали А. А. Бетанкур, К. И. Росси, А. А. Михайлов 2-й, В. П. Стасов и другие мастера, уточнившие (в порядке конкурсного проектирования и путем коллегиальных решений) объемно-пространственное решение собора и решившие ряд сложных технических проблем. Не исключено, что именно коллегиальность творческого процесса сообщила Исаакиевскому собору совсем иное, нежели у Казанского собора, достоинство: здесь торжествует не столько замысел, сколько его реализация.