Обрезная доска лиственница

02.09.2017


Написанная Карамзиным «История государства Российского» имела огромное влияние на современников. «...Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Коломбом», — свидетельствовал Пушкин. Понятие Отечества дополняется в эти годы идеей «народности»; начинается эстетическое освоение народной культуры. Пушкин осваивает поэтику крестьянского словесного творчества; поэт П. Гнедич, переводчик «Илиады» Г омера, замечает: «Национальный костюм наших предков живописен не менее римского, простая рубашка русского крестьянина столь же красива, как греческий туник».


Эти тенденции в культуре должны были бы привести архитектурную сферу к отказу от «основательных правил» классицизма и к поискам «национальных» форм. В первой четверти XIX в. этого еще не произошло: архитектуре свойственно «запаздывать» в отражении своим образным строем умонастроений эпохи. Но влияния романтизма российский классицизм не избежал. Оно сказалось в свободе, с которой интерпретируют канон Захаров и Тома де Том он, Росси и Стасов. Более того: классическая традиция в России, имеющая к этому времени уже вековую историю, освоена так органично и так глубоко, что именно в ней ищет опору исполненное патриотизма сознание современников. Романтическим пафосом окрашен образный строй архитектуры ампира — этой лебединой песни российского классицизма. На следующем этапе истории эти же романтические тенденции в культуре предопределят кризис классицизма и присущего ему творческого метода. Возможно вам понадобится обрезная доска лиственница.


Функциональная сторона архитектуры еще не занимает особо ни заказчика, ни архитектора. Конструкции традиционны (за редкими исключениями), их использование целиком подчинено образным задачам. Ведущий метод проектирования — «снаружи — внутрь», от целого (в том числе от градостроительной ситуации) — к планировке и деталировке. Этим обусловлена целостность классицистической среды, построенной по законам, ансамбля. В 1-й четверти XIX в. развитие классицистической архитектуры достигает своей вершины. Однако уже в эти годы в культуре и в общественном сознании зреют тенденции, подготовившие кризис классицизма.