СПб заказ печати

05.09.2017


Третье основание историзма следует искать в осмыслении природы деятельности архитектора. Президент Академии художеств А. Н. Оленин, разрабатывая в конце 1820-х гг. новую программу обучения, указывал: только «высокая и смелая мысль зодчего» делает архитектуру искусством. В этом суждении — отзвук романтизма, высоко поднявшего престиж творческой личности. Но где найти опору для высокой и смелой мысли? И Оленин отвечает: в знании «знаменитейших произведений зодчества», созданных «своеобразно понятиям знаменитейших народов древности о красоте и вкусе». К знаменитейшим были отнесены архитектура Греции, Рима, Египта, Византии, а также персидская, индийская, готическая, мавританская и т. д. Иными словами, сохранив идею «образца», новейшее время распространило ее на все времена, народы и регионы. Возможно вам понадобится спб заказ печати.


Классические принципы композиции и ордерные формы не исключены из системы образцов, что на первый взгляд противоречит резкой критике классицизма. Противоречия нет: новое мышление протестует против ордерного канона как единственной образной системы. Упомянутая выше речь М. Д. Быковского так и называлась: «Речь о не- обосновательности мнения, что архитектура греческая или грекоримская может быть всеобщею и что красота Архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях». Отрицают значение и ценность классицизма также сторонники «национального» направления второй половины XIX в., видя в нем выражение петровского насилия над отечественной культурой. Однако ордерная система не уходит из архитектуры, она сохраняется не только в рамках «николаевского» классицизма, но входит как основополагающая в формальный арсенал ряда архитектурных «стилей». Правда, в качестве источника архитекторы обращаются теперь не к строгой классике времен античности и Палладио, а к позднему Возрождению, барокко, раннему классицизму, т. е. к архитектурным эпохам, масштабный строй которых больше соответствовал изменившимся эстетическим представлениям.